сегодня
22
Мая
2018 года
Погода в Бишкеке:
+23 °C
днём +23
ночью +20

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

Регламент_земрес

Регламент по мониторингу состояния земельных ресурсов

 

     
Дата введения 2017    

     
Предисловие

1 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом ГАООС и ЛХ при ПКР от  2017 г. N


2 В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Кыргызской Республики от 16 июня 1999 года N 53 "Об охране окружающей среды"

 

 

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий Регламент предназначен для государственных органов, субъектов хозяйственной и иной деятельности (далее - организаций), осуществляющих мониторинг земельных ресурсов (далее - МЗР).

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почва. Общие требования к отбору проб»;

ГОСТ 28168-89 «Почвы. Отбор проб»;
ГОСТ Р 56063-2014 «Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

ГОСТ 27593-88  «Почвы. Термины и определения»;

ГОСТ 5180-84  «Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик»

 


3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мониторинг состояния земельных ресурсов: долгосрочные наблюдения за состоянием земельных ресурсов, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния земельных ресурсов, ее загрязнения.

3.2  мониторинг земельных ресурсов (МЗР):  долгосрочные наблюдения за состоянием земельных ресурсов, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния земельных ресурсов, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на земельные ресурсы.

3.3 объект мониторинга: природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за земельными ресурсами, с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.

4 Основные требования к организации и осуществлению мониторинга земельных ресурсов

4.1 МЗР осуществляется в соответствии с законодательством (Законом « Об охране окружающей среды») и представляет собой мониторинг состояния и загрязнения земельных ресурсов.


В рамках МЗР создаются пункты и системы наблюдений в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на земельные ресурсы.

4.2 Работы по организации и осуществлению МЗР выполняют за счет собственных средств организаций и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

4.3 Цель МЗР - обеспечение организаций информацией о состоянии и загрязнении земельных ресурсов, необходимой им для осуществления деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на земельные ресурсы и ликвидацию его последствий.

 

4.4 Основные задачи МЗР:

- регулярные наблюдения за состоянием и изменением земельных ресурсов в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на земельные ресурсы (далее - объектов);

- прогноз изменения состояния земельных ресурсов в районе размещения объектов;
- выработка предложений о снижении и предотвращении негативного воздействия на земельные ресурсы.

4.5 Выбор объекта мониторинга и мест наблюдений (точек отбора проб, постов наблюдений) проводят с учетом:

- сведений о фоновом загрязнении (если такие исследования проводились);
- размещения источников негативного воздействия на окружающую среду;
- природных и климатических особенностей районов размещения объектов.
4.6 Отбор проб земельных ресурсов проводят по ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почва. Общие требования к отбору проб» и ГОСТ 28168-89 «Почвы. Отбор проб».

 Пробы отбираются с учетом вертикальной структуры, неоднородности покрова почвы, рельефа и климата местности, а также с учетом особенностей загрязняющих веществ или организмов.

Территорию, предназначенную для обследования, разбивают на элементарные участки в соответствии с сеткой и определяют расстояние между точечными пробами.

Отбор проб проводится на пробных площадках, закладываемых так, чтобы исключить искажение результатов анализов под влиянием окружающей среды.

При необходимости получения сравнительных результатов пробы незагрязненных, т.е. фоновых  и загрязненных почв отбирают в идентичных естественных условиях.

Фоновое содержание вещества в почве, соответствует ее природному составу. (ГОСТ 27593-88. «Почвы. Термины и определения»).

Пробные площадки на почвах, загрязненных предположительно неравномерно, намечают по координатной сетке с неравномерными расстояниями между линиями. Расстояние между линиями сетки намечаются с учетом расстояния от источника загрязнения и преобладающего направления ветра.

При локальном загрязнении почв для определения пробных площадок применяют систему концентрических окружностей, расположенных на дифференцированных расстояниях от источника загрязнения, указывая номера окружностей и азимут места отбора проб. В направлении основного распространения загрязняющих веществ систему концентрических окружностей продолжают в виде сегмента, размер которого зависит от степени распространения загрязнения.

Единичные или точечные пробы ссыпают на оберточную бумагу. Из почвы удаляются комки, остатки растительности, насекомых. Крупные комки измельчают, почву тщательно перемешивают и три-четыре раза квартуют.

Объединенную пробу составляют непосредственно в поле путем механического перемешивания нескольких единичных проб.

Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.

Пробы, предназначенные для анализа на содержание летучих химических веществ, следует помещать в стеклянные банки с притертыми пробками.

Объединенную пробу упаковывают в специальный пакет  и  снабжают сопроводительным  документом – Паспортом отбора проб. В Паспорте указываются следующие сведения: наименование и адрес  объекта, размер загрязненного участка, дата и время отбора, кем отобраны пробы, условия отбора, подписи лиц, принимавших участие в отборе проб.

4.7  Транспортировка и хранение объединенных проб почвы.

Объединенные пробы не должны подвергаться воздействию атмосферных осадков или источников вторичного загрязнения (твердых, жидких или газообразных).

 Объединенная проба не позднее, чем через сутки должна быть высушена в защищенном от солнца месте при температуре не выше 30°С до воздушно-сухого состояния по ГОСТ 5180-84 .

Объединенные пробы в воздушно-сухом состоянии хранят и транспортируют в любой таре, не загрязняющей пробы почвы:

- картонные коробки;

- тканевые, целлофановые, бумажные пакеты;

- стеклянные банки.

Сроки хранения объединенных проб определяют в зависимости от вида исследуемого загрязнителя.

4.8   Подготовка почвы к анализу.

Объединенную пробу растирают в фарфоровой ступке, просеивают через сито с диаметром отверстий 0,2 мм и отбирают пробу массой не менее 0,2 кг. Из просеянной пробы почвы отбирают навеску для анализа.

 

4.9 Выбор методов наблюдений осуществляют с учетом:
- видов и масштабов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;
- экономической целесообразности использования метода (при выборе одного метода или совокупности методов);

- достоверности и надежности информации, получаемой конкретным методом.
- эколого-аналитические измерения состояния и загрязнения окружающей среды;
- наблюдения с применением методов моделирования, биологических, дистанционных и иных методов.

Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений.

Эколого-аналитические измерения могут проводить только лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
В зависимости от определяемых параметров используются следующие методы химического анализа:

- ионометрия, потенциометрия (рН, нитраты);

- титрометрия (хлориды, кальций, магний);

- спектрофотометрический, колориметрический (сульфаты, аммоний, фосфаты);

- весовой (нефтепродукты, плотный остаток )

- атомно-абсорбционный (медь, цинк, кадмий, свинец  и др. металлы);

-газовая хроматография (пестициды).

4.10  По результатам химических исследований оформляется Протокол анализа проб почвы. В Протоколе обязательно указывается следующая информация: наименование и адрес  объекта, размер загрязненного участка, дата и время отбора, кем отобраны пробы, характер отобранных проб, время проведения испытаний, подписи уполномоченного лица, информация об уровнях загрязнения.

При оценке уровней загрязнений используют гигиенические нормативы «Предельно-допустимые концентрации и ориентировочно допустимые количества химических веществ в почве», утвержденные Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 апреля 2016 года № 201. При отсутствии предельно-допустимых концентраций проводят сравнение с фоновой концентрацией.  

Результаты МЗР должны быть оформлены в соответствии с порядком документооборота организации и документов, регламентирующих ЭМ. Хранение, поиск и обработку результатов МЗР осуществляют с использованием современных технических средств.

 

4.11 Результаты МЗР используют для:
- оценки соблюдения нормативов качества земельных ресурсов в районе размещения объектов;

- выявления связи между негативным воздействием и изменением состояния земельных ресурсов;

- разработки, выполнения, оценки эффективности и корректировки мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на земельные ресурсы и ее восстановление;
- оценки достоверности данных, полученных расчетным путем;
- разработки и корректировки нормативов допустимого воздействия на земельные ресурсы.

4.12 Результаты МЗР предоставляют:

- руководству организации и специалистам, ответственным за охрану земельных ресурсов и обеспечение экологической безопасности;
- органам государственного экологического надзора (в рамках предоставления результатов МЗР);

- населению и другим заинтересованным лицам (в том числе на добровольной основе) в порядке, установленном законодательством.



Библиография

[1] Закон Кыргызской Республики от 16 июня 1999 года N 53 "Об охране окружающей среды"


[2] Гигиенические нормативы «Предельно-допустимые концентрации и ориентировочно допустимые количества химических веществ в почве», утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 апреля 2016 года № 201


[3] РД 52.18.156-99 РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ «МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Охрана природы. Почвы. Методы отбора объединенных проб почвы и оценки загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов»