сегодня
22
Мая
2018 года
Погода в Бишкеке:
+23 °C
днём +23
ночью +20

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ПРОГРАММА ПКР по надлежащему управлению химическими веществами в КР на 2015-2017 годы

Приложение

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 2 марта 2015 года № 91

ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики по надлежащему управлению химическими веществами в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

Введение

Химические вещества являются неотъемлемым компонентом жизнедеятельности населения республики, они находят применение во многих сферах промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, а также в быту, позволяя достичь высокого уровня жизни.

В настоящее время не всегда удается учитывать возможные негативные факторы влияния химических веществ на окружающую среду и здоровье человека. В связи с ненадлежащей координацией управления в области обращения химических веществ в Кыргызской Республике не определена ответственность ведомств за конкретные этапы жизненного цикла химических веществ.

Таким образом, безопасное обращение химических веществ становится одним из приоритетных направлений на пути к устойчивому развитию.

1. Анализ современной ситуации в области обращения химических веществ в Кыргызской Республике

1.1. Правовое и институциональное обеспечение в области обращения химических веществ

В связи с принятием в 2009 году Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" многие акты министерств и ведомств Кыргызской Республики, в том числе регулирующие вопросы обращения химических веществ, утратили юридическую силу. Это может привести к несоблюдению норм базовых документов и, соответственно, к негативному воздействию химических веществ на здоровье человека и окружающую среду. Наиболее важным является отсутствие утвержденных значений предельно-допустимых концентраций (далее - ПДК) химических веществ в объектах окружающей среды (атмосферный воздух, водные объекты хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, почва и др.).

Закон Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам.

Однако значительное количество проблем обращения химических веществ не охвачено действующим законодательством.

Кыргызской Республикой ратифицирован ряд конвенций (Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, Роттердамская конвенция о процедуре заблаговременного информированного согласия в международной торговле некоторыми видами опасных химических веществ и пестицидов и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением), направленных на надлежащее управление химическими веществами и предусматривающих выполнение требований по защите окружающей среды и здоровья человека. Однако их исполнение требует наличия полной базы данных показателей состояния окружающей среды.

В настоящее время практически не разработана нормативная правовая база, регулирующая обращение с отработанной тарой и упаковкой химических веществ, с опасными отходами, такими, как отработанные аккумуляторы, краски, в состав которых входит свинец, а также отходы с содержанием стойких органических загрязнителей (далее - СОЗ), отходы электронного оборудования.

Проблемы безопасного обращения с ртутью и ртутьсодержащими отходами не в полной мере нормативно регулируются для обеспечения экологической безопасности и здоровья населения.

В Кыргызской Республике вопросы управления химическими веществами находятся в ведении значительного числа государственных органов и не обеспечивается полная ответственность за все аспекты обращения химикатов на протяжении их жизненного цикла.

Ни одно из министерств и ведомств не имеет в своей структуре специального формирования (или штатной единицы), в функции которого включены вопросы обеспечения рационального и безопасного использования химических веществ.

С целью улучшения координации и эффективного взаимодействия заинтересованных государственных органов, неправительственных организаций и частного сектора распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 12 июля 2012 года № 335-р создана Координационная комиссия по содействию безопасному управлению химическими веществами, в том числе содержащими полихлордифенилы, в Кыргызской Республике (далее - Координационная комиссия). Основным организационным рабочим органом данной комиссии определено Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики (далее - Минсельхоз).

При этом за Минсельхозом закреплены функции по управлению только пестицидами и средствами защиты растений, а вопросы управления химическими веществами и координации выполнения обязательств по международным природоохранным конвенциям, в том числе и химическим, закреплены за Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГАООСЛХ).

1.2. Состояние окружающей среды

Учитывая, что Кыргызская Республика - горная страна и особо уязвима к природным и антропогенным воздействиям, вопросы охраны окружающей среды, рационального природопользования приобретают особую актуальность. Одним из значимых факторов воздействия является загрязнение объектов окружающей среды химическими веществами, так как прослеживается тенденция роста их применения.

Уровень загрязнения компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва) определяется на основе действующей системы мониторинга. Система мониторинга разрознена и представлена различными ведомствами. Часть ведомственных лабораторий не аккредитована, многие недостаточно оборудованы, чтобы проводить мониторинг и давать объективную оценку уровню загрязнения окружающей среды химическими веществами.

1.2.1. Оценка состояния воздуха

Мониторинг качества атмосферного воздуха проводится Агентством по гидрометеорологии Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (далее - Кыргызгидромет) на 14 стационарных постах в пяти городах Кыргызской Республики, где проживает около 64% городского населения республики. Определяются 5 загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид и диоксид азота, формальдегид и аммиак.

Стационарные посты Кыргызгидромета оснащены морально и физически устаревшими комплектными лабораториями. С 1990 года не определяются загрязняющие вещества, признанные на международном уровне как самые вредные для здоровья населения и окружающей среды, такие как пыль, оксид углерода, бензапирен, растворимые сульфаты, цианиды, фенолы и тяжелые металлы и другие.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия энергетики, горнодобывающих и перерабатывающих отраслей, промышленности строительных материалов, коммунальный и частный сектор.

Наибольший вклад в уровень загрязнения населенных мест вносят передвижные источники.

Мониторингом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводимым подразделениями экологического мониторинга уполномоченного государственного органа в сфере охраны окружающей среды, охвачено 32 предприятия, в выбросах которых определяются 18 загрязняющих веществ.

1.2.2. Оценка состояния воды

На территории республики более 3500 рек и 1923 озера, среди которых и озеро Иссык-Куль, однако Кыргызгидрометом проводится систематический мониторинг только водных объектов бассейна реки Чу.

Качество воды определяется по 33 ингредиентам. Химический состав воды формируется как под влиянием естественных факторов, так и антропогенной деятельности человека. Источники загрязнения расположены в основном в среднем и нижнем течениях реки.

Контроль качества сбрасываемых сточных вод и их влияния на поверхностные водоемы осуществляют подразделения экологического мониторинга уполномоченного государственного органа в сфере охраны окружающей среды.

Ухудшение экономического положения создало серьезные проблемы в работе очистных и канализационных сооружений. Сбрасываемые без очистки сточные воды содержат нитраты, хлориды, хром, тяжелые металлы, нефтепродукты и др. Из имеющихся 350 сооружений по очистке сточных вод 40% не обеспечивают нормативной очистки стоков.

Органами здравоохранения проводится мониторинг качества питьевой воды, по результатам которого в целом по Кыргызстану отклонения от нормы качества составляют 2,6%.

По данным Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, качество питьевой воды из водораспределительных сетей в сельских регионах не соответствует требованиям Закона Кыргызской Республики "Технический регламент "О безопасности питьевой воды". В пробах обнаружено превышение ПДК по аммиаку, нитратам, железу, марганцу, мышьяку, хлоридам. Отсутствие централизованного водоснабжения привело к усиленному использованию поверхностных вод для питьевых нужд.

Пробы воды из поверхностных водоемов не соответствуют санитарным нормам по таким показателям, как мышьяк, нитриты, нефтепродукты, аммиак.

1.2.3. Оценка состояния почв

Земли сельскохозяйственных угодий наиболее подвержены снижению биологической продуктивности, что связано с эрозийными процессами, засолением, заболачиванием и загрязнением.

С 1993 года из-за ограниченности финансовых ресурсов Кыргызгидрометом прекращен мониторинг состояния загрязнения почв.

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, увеличивается количество токсичных отходов на предприятиях (цианиды, кислоты, силикаты, нитраты, тяжелые металлы, сульфаты и др.). Захоронение токсичных отходов требует отвода значительных площадей.

Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, сорными растениями и возбудителями болезней применяются пестициды.

Анализ результатов мониторинга показывает, что уровень загрязнения почв остаточными количествами дихлордифенилтрихлорэтана (далее - ДДТ) и продуктами его разложения достаточно высок. С учетом интенсивности земледелия и ассортимента сельскохозяйственных культур, Ошская и Джалал-Абадская области имеют самый высокий уровень загрязнения почв, Чуйская область - средний, Таласская и Иссык-Кульская области - низкий уровень загрязнения.

1.3. Производство химической продукции, использование, ввоз и вывоз

В Кыргызской Республике химическое производство развито слабо и представлено предприятиями металлургического комплекса, лакокрасочным, фармацевтическим производствами, а также производством пластмассовых изделий, товаров бытовой химии и нефтеперерабатывающими предприятиями.

К предприятиям металлургического комплекса относятся открытое акционерное общество "Кадамжайский сурьмяный комбинат" и открытое акционерное общество "Кыргызский химико-металлургический завод".

Химическое производство представлено открытым акционерным обществом "Хайдарканское ртутное акционерное общество", предприятиями по производству красок, лаков, эмали и минеральных пигментов, находящимися на территориях свободных экономических зон "Бишкек" и "Ак-Чий". Пластмассовые изделия выпускает фабрика "Деташ ЛТД", которая одновременно производит мыломоющую продукцию. Фармацевтическая промышленность республики, в основном, представлена производством пищевых добавок и расфасовкой лекарственных препаратов и лекарственных трав. Открытое акционерное общество "Ак-Таш", находящееся в Кеминском районе Чуйской области, осуществляет производство извести.

В связи с тем, что производство химических веществ в Кыргызстане незначительно, химикаты для многих производств импортируются из других стран. По данным Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, в последние годы в республику завезено более 300 наименований химических веществ. Среди них сильнодействующие ядовитые вещества, медицинские препараты, средства бытовой химии и защиты растений, удобрения, прекурсоры и другие. На экспорт Кыргызстан поставляет ртуть, сурьму, редкоземельные металлы.

В Кыргызской Республике химические вещества в значительных количествах используются, в основном, на предприятиях горнодобывающего комплекса, энергетической отрасли, нефтеперерабатывающих предприятиях, в меньших количествах - на предприятиях по выпуску продукции бытовой химии, пластмассовых изделий, в лакокрасочной и фармацевтической промышленности, а также на предприятиях стройиндустрии. Используются органические и неорганические соединения, среди которых имеются и токсичные химические вещества. Так, например, на предприятиях используются трансформаторы и конденсаторы, содержащие полихлорированные дифенилы (далее - ПХД).

Для получения высоких урожаев в почву вносятся минеральные удобрения (азотные, фосфорные и калийные), которые полностью завозятся в страну.

Для нужд сельского хозяйства завозятся разрешенные к применению пестициды.

1.4. Отходы производства и потребления

За длительный период хозяйственной деятельности в Кыргызстане скопилось большое количество промышленных отходов, содержащих тяжелые металлы (кадмий, свинец, цинк, ртуть, сурьма), а также токсичные вещества (цианиды, кислоты, силикаты, нитраты, сульфаты и др.).

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2012 году в Кыргызстане образовалось 99805,2 тыс. тонн отходов, из которых 4771,3 тыс. тонн или 47% - опасные отходы. Общая площадь размещения токсичных отходов составила 485,2 га, количество мест - 43. Накоплено более 89 млн. тонн токсичных отходов.

Основная часть промышленных токсичных отходов находится на территории Иссык-Кульской (61,4%) и Баткенской (25,8%) областей. В Баткенской области главным источником их образования являются открытое акционерное общество "Хайдарканское ртутное акционерное общество" и открытое акционерное общество "Кадамжайский сурьмяный комбинат". В Иссык-Кульской области количество отходов резко возросло с 1997 года в связи с вводом в действие золотодобывающего предприятия - закрытого акционерного общества "Кумтор Оперейтинг Компани".

В Кыргызстане в советское время для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур использовались пестициды более 100 наименований, в т.ч. относящиеся к группе СОЗ.

В конце восьмидесятых годов применение хлорорганических пестицидов было запрещено. Имеющиеся неиспользованные остатки большей частью были захоронены в специализированных могильниках, определенная часть осталась на складах. В настоящее время остро стоит вопрос об утилизации устаревших пестицидов. В течение длительного времени состояние мест захоронения пестицидов не контролировалось, отсутствуют специальные знаки, предупреждающие об опасности, имеют место факты вскрытия могильников. Захоронение пестицидов было проведено в двух областях - Нарынской и Джалал-Абадской.

В республике не налажен раздельный сбор бытовых отходов, поэтому в места их складирования попадают токсичные химические вещества, такие как ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторы, измерительные устройства, электрические переключатели, реле и другие. В республике отсутствуют предприятия по демеркуризации ртутьсодержащих отходов.

2. Цель и направления

Основной целью настоящей Программы является обеспечение устойчивого обращения химических веществ для минимизации их воздействия на окружающую среду и здоровье населения по следующим значимым направлениям:

- улучшение качества жизни и состояния здоровья населения путем снижения токсикантной нагрузки химических веществ на здоровье человека, на особо уязвимые группы населения;

- обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья населения от негативного воздействия ртути и ее соединений на всех этапах жизненного цикла;

- снижение негативных экологических последствий опасных отходов производства, включая ПХД, на окружающую среду и здоровье человека;

- обеспечение безопасности производимой и ввозимой сельскохозяйственной продукции;

- организация единой информационной и образовательной базы в области регулирования химических веществ.

С учетом поставленной цели и основных направлений определено 6 приоритетов и 19 задач.

3. Приоритеты и задачи

Учитывая выявленные проблемы в управлении химическими веществами и политический курс страны, направленный на устойчивое развитие, в качестве приоритетных направлений настоящей Программы на ближайшие 3 года определены:

- правовые и институциональные основы устойчивого обращения химических веществ;

- охрана здоровья населения от вредного воздействия химических веществ;

- улучшение обращения с ртутьсодержащими товарами и отходами;

- улучшение обращения с опасными отходами, в т.ч. содержащими ПХД;

- надлежащая сельскохозяйственная практика;

- повышение потенциала и информированности населения.

Приоритет 1. Правовые и институциональные основы надлежащего управления химическими веществами

Базовые требования определены законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы охраны окружающей среды, здоровья, обеспечения экологической безопасности и управления химическими веществами, а также вступившими в установленном порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, в области управления химическими веществами.

Требования к безопасному обращению химических веществ нашли отражение в различных правовых документах, но еще значительное количество проблем остается неохваченным законодательным регулированием.

Наличие значительного количества государственных органов, в функции которых включены вопросы надлежащего управления химическими веществами, не обеспечивает полной ответственности за все аспекты обращения химикатов на протяжении их жизненного цикла.

Данный приоритет будет достигнут путем решения следующих задач:

Задача 1. Совершенствование законодательства и политики в области управления химическими веществами, обеспечивающих безопасное обращение химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла.

Задача 2. Интеграция аспектов надлежащего управления химическими веществами в секторальные и национальные планы и процессы развития республики.

Приоритет 2. Охрана здоровья населения от вредного воздействия химических веществ

Вопросы влияния окружающей среды на здоровье человека требуют особого подхода и конкретных решений и отражены в приоритетах по устойчивому развитию республики.

Заболеваемость является наиболее характерной реакцией на вредное воздействие окружающей среды. В ближайшие годы возможно увеличение применения химических веществ, связанное с расширением производственных мощностей, в связи с чем возрастает риск вредного воздействия на здоровье человека. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, свыше 25 процентов заболеваемости населения можно отнести на счет воздействия экологических факторов, в том числе химических веществ.

Данный приоритет будет достигнут путем решения следующих задач:

Задача 1. Формирование комплекса мер по охране здоровья населения от вредного воздействия химических веществ.

Задача 2. Снижение рисков для здоровья населения, подверженного вредному воздействию химических веществ.

Задача 3. Усиление потенциала для проведения исследований воздействия химических веществ на здоровье населения.

Задача 4. Содействие совершенствованию системы экомониторинга.

Приоритет 3. Улучшение обращения с ртутьсодержащими товарами и отходами

Ртуть является одним из самых опасных и высокотоксичных загрязнителей окружающей среды, обладающих кумулятивным действием. Ртутьсодержащие отходы по степени токсичности относятся к I классу опасности.

Основная доля загрязнения ртутью приходится на акционерное общество открытого типа "Хайдарканское ртутное акционерное общество", как предприятие, осуществляющее производство первичной ртути с 1941 года. Руда добывалась как открытым, так и подземным способами разработки.

На предприятиях, в организациях и в быту используется значительное количество ртутьсодержащих изделий и приборов.

Определенное количество ртути может быть использовано и при кустарной добыче золота.

На сегодняшний день в республике отсутствует система безопасного обращения с ртутьсодержащими отходами, которые классифицируются как опасные отходы, часто попадают на свалки коммунально-бытовых отходов.

Данный приоритет будет достигнут путем решения следующих задач:

Задача 1. Содействие снижению негативных экологических последствий при производстве и использовании ртути на окружающую среду и здоровье человека путем совершенствования природоохранного законодательства.

Задача 2. Предотвращение попадания ртутьсодержащих отходов в окружающую среду.

Приоритет 4. Улучшение обращения с опасными отходами, в т.ч. содержащими ПХД

В Кыргызской Республике основной проблемой обращения опасных отходов является отсутствие законодательных мер, регламентирующих безопасное обращение с опасными отходами на протяжении их "жизненного цикла".

Основной негативный вклад в образование опасных отходов, загрязняющих окружающую среду в Кыргызской Республике, вносят:

1) горнодобывающая промышленность;

2) сельское хозяйство;

3) энергетика и промышленность.

Промышленные отходы являются источниками риска для здоровья из-за содержания в них опасных веществ, таких как тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий), пестициды, растворители, использованные масла, стойкие органические загрязнители и другие.

Кроме того, запасы ПХД в Кыргызской Республике значительны и большинство их содержатся в энергосекторе страны.

Места хранения и утилизации устаревших и запрещенных пестицидов во многих случаях не отвечают санитарно-гигиеническим нормам.

Данный приоритет будет достигнут путем решения следующих задач:

Задача 1. Совершенствование природоохранного законодательства, направленного на снижение негативного экологического воздействия на окружающую среду и здоровье человека опасных отходов производства, в т.ч. содержащих ПХД.

Задача 2. Обеспечение инвентаризации опасных отходов, включая стойкие органические загрязнители, и их безопасного хранения и утилизации.

Задача 3. Содействие внедрению системы раздельного сбора отходов.

Задача 4. Содействие созданию специализированного полигона по захоронению опасных отходов.

Приоритет 5. Надлежащая сельскохозяйственная практика

Сельское хозяйство - это ведущая отрасль экономики Кыргызской Республики. Определенные проблемы ведения сельского хозяйства в Кыргызской Республике связаны с проведением земельно-аграрной реформы 1991 года. Нарушилась система учета, контроля качества и количества используемых пестицидов, упразднена система их централизованной поставки и распределения.

Необходимость роста сельскохозяйственного производства актуализирует эффективное использование основных природных ресурсов - земли и воды и неприродных ресурсов - удобрений и пестицидов.

Химические вещества стали неотъемлемым атрибутом повышения продуктивности сельского хозяйства. В течение десятилетий Кыргызская Республика отличалась развитым сельскохозяйственным производством с интенсивным применением широкого спектра средств защиты растений (более 100 видов), что наложило определенный отпечаток на качество имеющихся земельных ресурсов и, соответственно, на продукцию, выращиваемую на этих землях.

В настоящее время пестициды ввозятся в страну частными предпринимателями. Поставщики пестицидов и минеральных удобрений не оснащены надлежащим оборудованием и имеют штат непрофессиональных сотрудников, в связи с чем возможны случаи ненадлежащего хранения и использования пестицидов.

Ненадлежащие маркировка и хранение химикатов - самая распространенная причина отравления населения.

Данный приоритет будет достигнут путем решения следующих задач:

Задача 1. Обеспечение интегрированного управления пестицидами.

Задача 2. Развитие органического сельского хозяйства.

Задача 3. Обеспечение соответствия производимой и ввозимой продукции санитарным, токсикологическим и экологическим нормам и стандартам.

Приоритет 6. Повышение потенциала и информированности гражданского общества в области обращения химических веществ

Знания, информация и повышение осведомленности гражданского общества являются необходимыми предпосылками для принятия решений относительно рационального регулирования химических веществ.

Для реализации обязательств Стокгольмской, Базельской и Роттердамской конвенций требуется осуществление мероприятий не только со стороны министерств, ведомств и региональных органов управления, но и гражданского общества.

Отсутствие необходимой информации об опасности химических веществ и соответствующих мерах контроля требует скорейшего внедрения Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (СГС).

Основная работа по этому приоритету будет ориентирована на решение следующих задач:

Задача 1. Совершенствование системы повышения потенциала в области обращения химических веществ.

Задача 2. Повышение информированности гражданского общества по вопросам безопасного обращения химических веществ.

Задача 3. Содействие участию неправительственных организаций в дискуссиях по вопросам регулирования химических веществ на национальном, региональном уровнях с целью повышения информированности о новых инициативах, касающихся приоритетных вопросов обеспечения химической безопасности.

4. Ожидаемые результаты

Реализация Программы позволит получить следующие результаты:

Для Правительства Кыргызской Республики:

- подтвердит стремление Кыргызской Республики достичь главной цели, согласованной на Йоханнесбургской встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 году: обеспечить к 2020 году производство и использование химических веществ таким образом, чтобы свести к минимуму значительные пагубные последствия для здоровья человека и окружающей среды;

- совершенствование существующего законодательства в вопросах управления химическими веществами;

- снижение рисков, касающихся здоровья населения и загрязнения окружающей среды в результате надлежащего управления химическими веществами;

- повышение эффективности межведомственной координации в области управления химическими веществами;

- содействие процессу борьбы с бедностью, защите уязвимых групп населения;

- повышение результативности выполнения обязательств по международным соглашениям.

Для частного сектора:

- повышение безопасности использования химических веществ на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве;

- повышение эффективности обмена информацией относительно химической безопасности путем разработки системы классификации и маркировки химических веществ;

- определение условий по снижению глобальных и местных экологических рисков в связи с добычей ртути в республике;

- разработка предложений по снижению негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду ПХД-содержащего оборудования;

- определение возможностей страны по безопасному обращению с токсичными отходами.

Для общественности:

- повышение информированности населения в области безопасного обращения с химическими веществами;

- распространение знаний об опасных свойствах химических веществ, уделяя особое внимание уязвимым слоям населения.

5. Благоприятные предпосылки и риски

5.1. Благоприятные предпосылки

Важное место в реализации экологической политики в Кыргызской Республике занимают разработка и выполнение экологических проектов, одним из которых является настоящая Программа, а также План действий по ее реализации (приложение к настоящей Программе).

Разработка документа предусмотрена Планом мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2014 год по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы. Внесение изменений в законодательную базу в области управления химическими веществами упорядочит правовые аспекты в этой области, в значительной степени обеспечит надлежащее обращение и использование химических веществ, обладающих способностью вызывать негативные реакции при их воздействии на организм.

План действий по надлежащему управлению химическими веществами в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (далее - План действий) предусматривает повышение потенциала государственных органов, промышленных предприятий, органов местного самоуправления в области управления химическими веществами. Документ предусматривает привлечение средств международных доноров на цели, связанные с надлежащим управлением химическими веществами в республике.

5.2. Риски

Виды рисков

Причины возникновения рисков

Механизмы снижения рисков

Социально-политические риски

Политическая нестабильность в стране;

- управление химическими веществами не является приоритетной сферой деятельности лиц, принимающих решения;

- различия в приоритетах относительно вопросов химической безопасности внутри государственных органов

Привлечение внимания лиц, принимающих решения, специалистов государственных органов, отвечающих за управление химическими веществами, к этой проблеме, так как План действий является частью Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2014 год по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы

Экономические риски

Отсутствуют, т.к. для реализации Плана действий не потребуется дополнительных средств из республиканского бюджета. Вся сумма бюджетного финансирования, заложенного для выполнения Плана действий, предусмотрена в рамках ежегодно выделяемых бюджетных средств соответствующему государственному органу и покрывает исключительно расходы на оплату труда государственных служащих, вовлеченных в решение задач Плана действий

 

Организационно-правовые риски

Недостаточное знание нормативных правовых актов, и, как следствие, слабое правоприменение;

- неполное приведение в соответствие действующих нормативных правовых актов с вновь принятыми;

- наличие дублирования функций государственных органов

Обеспечение контроля в области правоприменения;

- повышение качества разрабатываемых документов;

- своевременное предоставление информации Координационной комиссии по содействию безопасному управлению химическими веществами, в том числе содержащими полихлордифенилы, в Кыргызской Республике

Экологические риски

Наличие декларативных статей в природоохранных нормативных правовых актах не позволяет осуществлять контроль за природопользованием;

- невозможность применять нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья и окружающей среды, которые не приведены в соответствие с Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики"

Проведение правового мониторинга с целью внесения необходимых изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и приведение их в соответствие с вновь принятыми

Информационные риски

Низкий уровень внутриведомственного и межведомственного взаимодействия государственных органов;

- недостаточный уровень доступа к информации лиц, причастных к химическому регулированию;

- недостаточное информирование общественности через средства массовой информации

Активизация процесса обмена информацией, внутриведомственных и межведомственных коммуникаций государственных органов;

- обеспечение доступа к информационным материалам в государственных учреждениях и органах местного самоуправления;

- увеличение в СМИ количества печатных статей и передач, информирующих об опасных свойствах химических веществ

Климатические риски

На реализацию Программы не окажут влияния

Выполнение Плана действий снизит уровень загрязнения окружающей среды химическими веществами

Кадровые риски

Недостаточный уровень квалификации специалистов;

 - текучесть кадров;

- система подготовки кадров не включает тематику, касающуюся управления химическими веществами

Постоянное проведение курсов повышения квалификации;

- включение в аттестационные программы разделов, касающихся вопросов управления химическими веществами

6. Финансовые ресурсы и механизмы финансирования Плана действий

Финансовые ресурсы, предусмотренные для реализации Плана действий, состоят из средств республиканского бюджета и средств международных доноров, при этом финансовые средства местных бюджетов на сегодняшний день не рассматриваются, несмотря на законодательно предусмотренные нормы по вовлеченности органов местного самоуправления в деятельность по надлежащему обращению химических веществ и охране окружающей среды.

Реализация Плана действий не потребует выделения дополнительного финансирования из республиканского бюджета. Сумма бюджетного финансирования, заложенного для выполнения мер Плана действий, предусмотрена в рамках ежегодно выделяемых бюджетных средств соответствующему государственному органу.

6.1. Внутренние источники финансирования

Средства республиканского бюджета предполагают мобилизацию имеющихся ресурсов в пределах средств, ежегодно утверждаемых законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Средства республиканского бюджета также включают средства фонда охраны природы и развития лесной отрасли, представляющие возможность участия частного сектора в улучшении ситуации по управлению химическими веществами, усилении профессионального потенциала, проведении исследований и мониторинга, охране окружающей среды и сокращении рисков.

Финансовые средства из республиканского бюджета выделяются государственным структурам, вовлеченным в управление химическими веществами в соответствии с возложенными на них функциями. Финансовая реализации предусмотренных действий будет базироваться на механизмах программного бюджетирования государственных органов.

6.2. Внешние источники финансирования

Внешние источники финансирования включают техническую и финансовую помощь международных доноров. Международные источники финансирования для реализации Плана действий будут представлены при поддержке партнеров по развитию Кыргызской Республики в области надлежащего обращения химических веществ.

Основным стержнем для привлечения международной технической помощи для выполнения Плана действий является реализация международных обязательств, принятых Кыргызской Республикой в рамках соответствующих соглашений, а также мероприятий по укреплению глобальной системы управления химическими веществами. Планируется привлечение и использование внешних ресурсов на основе инициатив по внедрению положений Стокгольмской, Базельской, Роттердамской конвенций и др.

Внешнее финансирование будет осуществляться за счет реализуемых в настоящее время и планируемых на ближайшие два года проектов: "Снижение глобального и местного экологического риска от добычи ртути в Хайдаркане" (ЮНЕП/ГЭФ, 950 тыс. долл.США, ответственный государственный орган - ГАООСЛХ), "Охрана здоровья людей и окружающей среды от непреднамеренных выбросов СОЗ и ртути в результате ненадлежащего обращения с медицинскими отходами в Кыргызстане" (ПРООН/ГЭФ, 1,4 млн. долл.США, ответственные государственные органы - Министерство здравоохранения Кыргызской Республики и ГАООСЛХ), "Поддержка стратегического подхода к международному регулированию химических веществ и внедрение СГС в Кыргызской Республике" (250 тыс. долл.США, ЮНИТАР, ответственный государственный орган - Министерство экономики Кыргызской Республики), "Представление и увеличение устойчивых альтернатив ДДТ для контроля над трансмиссивными болезнями в странах Южного Кавказа и Центральной Азии", (ЮНЕП/ГЭФ, ответственные государственные органы - ГАООСЛХ и Министерство здравоохранения Кыргызской Республики), 2012-2015 гг., "Управление твердыми отходами в г.Бишкек" (23,4 млн. евро, ЕБРР, ответственный орган - мэрия г.Бишкек), "Укрепление потенциала в области ликвидации и предупреждения возникновения запасов, вышедших из употребления пестицидов, как модель для регулирования неиспользуемых опасных химических веществ на территории бывшего СССР" (ФАО), "Управление и размещение ПХД в Кыргызстане" (ГЭФ/ПРООН, ответственный государственный орган - Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики).

Необходимо продолжить и развивать сотрудничество с международными и региональными организациями и объединениями, которые выдвигают в качестве приоритетов решение экологических проблем или связанных с ними задач и обладают финансовым и кадровым потенциалом в данной области. Среди них: Европейская Комиссия, Глобальный Экологический Фонд, Программа по окружающей среде Организации Объединенных Наций, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда и другие доноры. Помощь, оказанная данными организациями, будет распределена на межотраслевые расходы, создание и усиление потенциала учреждений и человеческих ресурсов, вовлеченных в процесс управления химическими веществами, в соответствии с Планом действий.

7. Управление процессом

Реализация Плана действий будет осуществляться путем разработки и включения вопросов надлежащего управления химическими веществами в ежегодные секторальные планы деятельности и их отслеживания. Решения о корректировке Плана действий будут приниматься на основе данных мониторинга и оценки результатов реализации ежегодных планов.

Управление процессом реализации Плана действий предусматривает: систематический анализ и оценку отчетов о реализации ежегодного исполнения Плана действий для принятия политических решений относительно прогресса в выполнении; обоснованность необходимых затрат на реализацию проектов и секторальных программ; определение возможных источников финансирования реализации мер; создание условий, необходимых для реализации секторальных программ и проектов; содействие созданию необходимой регулятивно-управленческой среды для успешной реализации Плана действий; организацию системы мониторинга и оценки, выявление отклонений от заявленных целей и задач, анализ причин и внесение необходимых корректив.

Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации Плана действий будет обеспечиваться под общей координацией вице-премьер-министра Кыргызской Республики. Основные задачи органов исполнительной власти: мобилизация необходимых средств; координация и согласование действий секторов экономики; содействие активному участию частного сектора и гражданского общества в реализации Плана действий.

8. Мониторинг и оценка

Мониторинг и оценка выполнения Плана действий станут эффективным инструментом отслеживания прогресса в его реализации, который позволит принимать предупредительные решения через внесение корректив в процесс продвижения и производить оценку прогресса исполнения.

План действий с системой индикаторов будет являться неотъемлемой составляющей мониторинга и оценки прогресса. Индикаторы мониторинга и оценки Плана действий будут иметь качественные и количественные характеристики.

Комплекс индикаторов мониторинга и оценки позволит отследить и измерить: промежуточные результаты прогресса выполнения Плана действий с учетом вложенных ресурсов; конечные результаты, через индикаторы выполнения поставленных целей и задач.

На основании данных мониторинга будет периодически оцениваться эффективность реализации Плана действий. В ходе такой оценки будут анализироваться достигнутый прогресс, определяться "слабые места" и недостатки в выполнении мероприятий, на основании которых будут приниматься решения по выбору возможностей для эффективной реализации Плана действий, по перераспределению и оптимальному использованию ресурсов, улучшению координации усилий.

Регулярный мониторинг и оценка выполнения Плана действий станут эффективным инструментом отслеживания прогресса его реализации.

Ведение мониторинга и оценки реализации предусмотренных действий, а также их результатов, возлагается на ГАООСЛХ. Другие органы государственного управления, ответственные за осуществление Плана действий, предоставят отчеты о принятых действиях.

ГАООСЛХ отводится роль координатора процесса выполнения и мониторинга Плана действий путем сбора, анализа и отражения результатов выполняемых мероприятий, составления годового отчета о достижениях, который несет ответственность за:

1) анализ и оценку текущей ситуации, а также тенденций развития в области управления химическими веществами;

2) постоянный мониторинг конечных и промежуточных результатов на национальном уровне;

3) оценку прогресса;

4) обеспечение информацией государственных органов, неправительственных организаций и др. относительно мониторинга, сбора информации, анализа и разработки отчетов;

5) представление на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложений и рекомендаций относительно улучшения способов реализации предусмотренных мер;

6) подготовку отчетов относительно выполнения Плана действий;

7) распространение результатов мониторинга и отчетов заинтересованным сторонам в сфере управления химическими веществами.

Мониторинг деятельности в рамках Плана действий будет носить постоянный характер, осуществляться в течение всего периода его реализации и включать такие мероприятия, как сбор, обработка и анализ данных мониторинга, выявление ошибок или непредвиденных эффектов, а также внесение возможных предложений по соответствующим мероприятиям и запланированным действиям.

В целях обеспечения прозрачности и прослеживаемости процесса реализации Плана действий на веб-сайтах ГАООСЛХ и Правительства Кыргызской Республики будут размещаться годовые отчеты по оценке, а также окончательный отчет.

 

 

 

Приложение
к Программе Правительства Кыргызской Республики по надлежащему управлению химическими веществами в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
по надлежащему управлению химическими веществами в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

Мероприятия

Ожидаемый результат

Сроки реализации

Потребность в финансировании, тыс. сомов

Возможности, тыс. сомов

Ответственные исполнители

Бюджет

Внешние ресурсы

Всего

Бюджет

Внешние ресурсы

Всего

1

Приоритет 1. Правовые и институциональные основы устойчивого обращения химических веществ

2

Задача 1.1. Совершенствование законодательства в области управления химическими веществами, обеспечивающего безопасное обращение химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла

3

1.1.1. Провести инвентаризацию и оценку действующего законодательства и статистической отчетности в области НУХВ в целях выявления пробелов и коллизий

Выявлены пробелы и коллизии в НПА по управлению химическими веществами, недостатки в показателях статистической отчетности по НУХВ и выработаны соответствующие рекомендации

2015

32,2

0,0

32,2

32,2

0

32,2

ГАООСЛХ, НСК (по согласованию), МСХМ

4

1.1.2. Подготовить проекты НПА с учетом выявленных пробелов и коллизий по НУХВ

НПА в области НУХВ утверждены ПКР

2015-2016

369,6

0,0

369,6

369,6

 

369,6

ГАООСЛХ, МЗ, МСХМ, МЭ

5

1.1.3. Разработать проекты НПА по вопросам безопасного обращения с использованной тарой и упаковкой химических веществ

НПА по вопросам обращения с использованной тарой и упаковкой химических веществ разработаны и представлены на рассмотрение ПКР

2015-2016

52,8

0,0

52,8

52,8

0

52,8

ГАООСЛХ, МЗ, МСХМ, МЭ

6

1.1.4. Разработать проекты НПА о порядке вторичной переработки ртутьсодержащих отходов; утилизации отработанных аккумуляторов, отходов, содержащих краску, с содержанием тяжелых металлов

3азработаны НПА, определяющие порядок удаления и демеркуризации отходов, содержащих ртуть, отработанные аккумуляторы, краску с содержанием тяжелых металлов

2015-2016

158,4

0,0

158,4

158,4

0

158,4

ГАООСЛХ

7

1.1.5. Разработать проекты законов Кыргызской Республики "Технический регламент "О безопасности взрывчатых веществ и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и уничтожения" и "Технический регламент "О безопасности процессов производства, приобретения, реализации, применения, хранения, перевозки и утилизации сильнодействующих ядовитых веществ"

Разработаны и направлены на рассмотрение ЖК КР проекты законов Кыргызской Республики "Технический регламент "О безопасности взрывчатых веществ и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и уничтожения" и "Технический регламент "О безопасности процессов производства, приобретения, реализации, применения, хранения, перевозки и утилизации сильнодействующих ядовитых веществ"

2015

410

0,0

410

410

0

410

ГАГМР, МЭ, ГАООСЛХ, МСХМ

8

1.1.6. Внести изменения в существующую систему учета и отчетности в части ведения учета видов и объемов химических веществ

Изменено количество форм государственной и административной статистической отчетности

2015-2017

219,6

0,0

219,6

219,6

0

219,6

ГАООСЛХ, НСК (по согласованию) МЭП, МСХМ, МЧС

9

1.1.7. Разработка проекта НПА о внесении изменений и дополнений в Национальный план выполнения Стокгольмской конвенции по СОЗ, одобренный распоряжением ПКР от 3 июля 2006 года № 371-р

Внесены изменения и дополнения в Национальный план выполнения Стокгольмской конвенции по СОЗ

2015

50

0,0

50

50

0

50

ГАООСЛХ

10

Задача 1.2. Интеграция аспектов надлежащего управления химическими веществами в секторальные и национальные планы и процессы развития республики

11

1.2.1. Внести дополнения, согласно международным требованиям в:

1) Закон КР "О ратификации Роттердамской конвенции ООН о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле";

2) Закон КР "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года, подписанной Кыргызской Республикой 16 мая 2002 года"

НПА по выполнению обязательств КР по международным конвенциям в области НУХВ (Роттердамская, Стокгольмская) приняты в установленном законодательством порядке

2015-2016

174,6

0,0

174,6

174,6

0

174,6

ГАООСЛХ

12

1.2.2. Разработать проект НПА о порядке включения вопросов НУХВ в разрабатываемые проекты документов по стратегическому планированию устойчивого развития КР

Разработан проект НПА о порядке включения вопросов НУХВ в разрабатываемые проекты стратегических документов и рассмотрен заинтересованными органами

2015

21

0,0

21

21

0

21

МСХМ, ГАООСЛХ, МЗ, МЧС, МЭ, SAICM (по согласованию)

13

1.3. Институциональная оптимизация полномочий государственных органов, направленная на координацию деятельности органов, решающих вопросы обращения химических веществ, в целях минимизации вредного воздействия химических веществ на окружающую среду и здоровье населения

14

1.3.1. Внести изменения и дополнения в пункт 3 распоряжения ПКР от 12 июля 2012 года № 335-р с целью определения ГАООСЛХ основным организационным рабочим органом Координационной комиссии по содействию безопасному управлению химическими веществами, в том числе содержащими полихлордифенилы, в Кыргызской Республике (далее - Координационная комиссия)

Оптимизировано функционирование механизма управления Координационной комиссии по содействию безопасному управлению химическими веществами, в том числе содержащими полихлордифенилы в Кыргызской Республике

2015

30

0,0

30

30

0

30

МСХМ, ГАООСЛХ

15

1.3.2. Закрепить ответственность по НУХВ за определенными подразделениями государственных органов

Определены подразделения государственных органов, ответственные по НУХВ

2015-2016

21

0,0

21

21

0

21

ГАООСЛХ, МЗ, МЭ, МСХМ, МЭП

16

 

 

 

1539,2

0,0

1539,2

1539,2

0,0

1539,2

 

17

Приоритет 2. Охрана здоровья населения от вредного воздействия химических веществ

18

2.1. Формирование комплекса мер по охране здоровья населения от вредного воздействия химических веществ

19

2.1.1. Разработать проекты НПА о механизмах, регулирующих безопасное обращение химических веществ в промышленном и сельскохозяйственном производстве

Разработаны соответствующие проекты НПА и представлены на рассмотрение государственных органов

2015-2017

107,0

0,0

107,0

107,0

0,0

107,0

МЗ, ГАООСЛХ, МЭ, ГИЭТБ, МСХМ

20

2.1.2. Внедрить в планы совершенствования и развития системы здравоохранения вопросы НУХВ в целях минимизации вредного воздействия химических веществ на здоровье населения

Разработаны и включены в планы совершенствования и развития системы здравоохранения вопросы НУХВ

2015-2017

60,0

0,0

60,0

60,0

0,0

60,0

МЗ, ГАООСЛХ, МЭ, МСХМ

21

Задача 2.2 Снижение рисков для здоровья населения, подверженного вредному воздействию химических веществ

22

2.2.1. Разработать рекомендации по снижению рисков для здоровья населения, особенно детей, беременных женщин, людей преклонного возраста, проживающих вблизи опасных объектов (хвостохранилища, могильники, вредные производства и др.)

На основе разработанных рекомендаций для снижения рисков для здоровья населения, проживающего вблизи опасных объектов, изготовлены и распространены буклеты, информационные листки и др.

2015

0,0

40,0

40,0

0,0

40,0

40,0

МЗ, ГАООСЛХ, МЧС, МСХМ, МЭП, ГИЭТБ

23

2.2.2. Осуществить мероприятия по повышению информированности населения о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье населения

Проведение семинаров (не менее 2 семинаров в год);

количество обученных - 80 чел.

2015-2017

200,0

0,0

200,0

200,0

0,0

200,0

МЗ, ГАООСЛХ, МЭ, МСХМ

24

2.2.3. Издание справочно-методических материалов по оценке рисков загрязнения окружающей среды для населения, статей, буклетов, памяток, в формах, доступных широкому кругу пользователей

Разработано и распространено не менее 5 видов информационных материалов с целью повышения информированности населения

2015-2017

50,0

 

50,0

50,0

 

50,0

МЗ, НПО "Профилактическая медицина" (по согласованию)

25

2.2.4. Внедрить альтернативные способы измерения температуры в лечебно-профилактических организациях

Произведена замена 1 тыс. ртутных термометров на приборы, не содержащие ртуть, в стационарах г.Бишкек

2015

0,0

200,0

200,0

0,0

200,0

200,0

МЗ

26

Задача 23. Усиление потенциала органов здравоохранения по профилактике неблагоприятного воздействия химических веществ на здоровье населения

27

2.3.1. Внедрить методологию HELI (ВОЗ) в практику исследований и оценки воздействия состояния окружающей среды на здоровье населения

Разработаны и включены в практику исследований и оценки воздействия состояния окружающей среды на здоровье населения инструкции по использованию методологии HELI

2015-2017

30,7

0,0

30,7

30,7

0,0

30,7

МЗ

28

2.3.2. Разработать обучающий модуль для медицинских работников первичного звена о воздействии химических веществ на здоровье человека

Обучающий модуль разработан и внедрен в систему повышения квалификации сотрудников МЗ

2016

0,0

25,0

25,0

0,0

25,0

25,0

МЗ

29

2.3.3. Выявление случаев использования детского труда на опасных производствах и принятие мер

1) Анализ исследования использования детского труда на опасных производствах.

2) Разработаны меры по предотвращению использования детского труда на опасных производствах

2015-2016

32,1

0,0

32,1

32,1

0,0

32,1

МЗ, МТММ, ГИЭТБ

30

2.3.4. Усовершенствовать программу обучения профпатологов, осуществляющих профосмотры на предприятиях, использующих ХВ

Усовершенствована программа обучения профпатологов, осуществляющих профосмотры на предприятиях, использующих ХВ

2015-2016

20,0

0,0

20,0

20,0

0,0

20,0

МЗ, МТММ

31

Задача 2.4. Содействие совершенствованию системы экомониторинга

32

2.4.1. Разработать программу и план мер по совершенствованию системы экомониторинга

Межведомственная программа и план мер по совершенствованию системы экомониторинга разработаны и внесены на обсуждение заинтересованных сторон

2016-2017

 

150,0

150,0

0,0

150,0

150,0

МЗ, МСХМ, МЧС, ГАООСЛХ

33

2.4.2. Мобилизовать ресурсы, в том числе средства международных доноров, для укрепления лабораторной базы уполномоченных органов

Подготовлены проектные заявки с целью привлечения международных ресурсов

2015-2016

50,0

57,0

107,0

50,0

57,0

107,0

МЗ, МСХМ, МЧС, ГАООСЛХ, ГАГМР

34

2.4.3. Разработать и внедрить План производственного контроля на промышленных предприятиях, использующих опасные химические вещества

Подготовлены и внедрены планы производственного контроля на 20 предприятиях

2015-2016

80,0

0,0

80,0

80,0

0,0

80,0

ГИЭТБ, МЗ, ГАООСЛХ

35

2.4.4. Утвердить СанПиН 2.2.1/2.1.1.006-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" и ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", направленные на нормирование ХВ на объектах окружающей среды

СанПиНы и ГН утверждены постановлениями ПКР

2015-2017

123,1

0,0

123,1

123,1

0,0

123,1

МЗ

36

2.4.5. Расширить номенклатуру исследований по определению ХВ в компонентах окружающей среды

Освоена методика определения суммарного содержания ПХД в окружающей среде

2016-2017

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

МЗ, МСХМ, ГАООСЛХ

37

2.4.6. Аккредитация 13 лабораторий МЗ в Национальной системе аккредитации

13 лабораторий МЗ аккредитованы в Национальной системе аккредитации

2016-2017

2784,0

0,0

2784,0

2784,0

0,0

2784,0

МЗ

38

 

 

 

3636,9

472,0

4108,9

3636,9

472,0

4108,9

 

39

Приоритет 3: Улучшение обращения с ртутьсодержащими товарами и отходами

40

Задача 3.1. Содействие снижению негативных экологических последствий при производстве и использовании ртути на окружающую среду и здоровье человека путем совершенствования природоохранного законодательства

41

3.1.1. Разработать проекты НПА (технические требования, СанПиН и ГН) по обращению с ртутью и ртутьсодержащими товарами и отходами

Разработаны проекты НПА по обращению с ртутью и ртутьсодержащими товарами и отходами

2015-2016

201,2

0,0

201,2

201,2

0,0

201,2

МЗ, МЭ, ГАООСЛХ

42

3.1.2. Разработать проекты НПА по введению пошлин на ввоз ртутьсодержащих товаров

Разработаны проекты НПА по введению пошлин на ввоз ртутьсодержащих товаров

2015-2016

50,0

0,0

50,0

50,0

0,0

50,0

МФ, МЭ, ГАООСЛХ

43

3.1.3. Разработка и утверждение методологии и плана мер поэтапной рекультивации загрязненных ртутью территорий

Разработаны методология и план мер поэтапной рекультивации загрязненных ртутью территорий

2015-2016

0,0

50,0

50,0

0,0

50,0

50,0

ГАООСЛХ, ГИЭТБ

44

3.1.4. Проведение подготовительных мероприятий для рекультивации загрязненной ртутью пилотной территории и разработка ТЭО

ТЭО утверждено уполномоченным государственным органом

2016-2017

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

ГАООСЛХ, ГИЭТБ, "ХРАО" (по согласованию)

45

Задача 3.2. Предотвращение попадания ртутьсодержащих отходов в окружающую среду

46

3.2.1. Разработка проекта НПА о финансовых механизмах сбора ртутьсодержащих отходов

Разработаны проекты НПА о механизмах сбора ртутьсодержащих отходов и вынесены на обсуждение заинтересованных сторон

2016-2017

0,0

50,0

50,0

0,0

50,0

50,0

Мэрия города Бишкек (по согласованию)

47

3.2.2. Поиск технологии переработки ртутьсодержащих отходов на примере лучших практик

Создан банк данных лучших практик по переработке ртутьсодержащих отходов

2016

0,0

20,0

20,0

0,0

20,0

20,0

Мэрия города Бишкек (по согласованию)

48

3.2.3. Ведение регистрации производителей ртутьсодержащих отходов и создание базы данных источников ртути и ртутьсодержащих отходов для дальнейшей их утилизации

Создана и ведется информационная база производителей ртутьсодержащих отходов

2015-2016

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

ГАООСЛХ, мэрия города Бишкек (по согласованию), НСК (по согласованию)

49

 

 

 

251,2

320,0

571,2

251,2

320,0

571,2

 

50

Приоритет 4. Улучшение обращения с опасными отходами, в т.ч. содержащими ПХД

51

Задача 4.1. Совершенствование природоохранного законодательства, направленного на снижение негативного экологического воздействия на окружающую среду и здоровье человека опасных отходов производства, в т.ч. содержащими ПХД

52

4.1.1. Разработка проекта НПА о внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики "Технический Регламент "Об отходах производства и потребления", с целью законодательного определения ответственности госорганов, эксплуатирующих места складирования опасных отходов, за их безопасность

Разработан проект Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики "Технический регламент "Об отходах производства и потребления" и внесен на рассмотрение ПКР

2015-2016

50,0

0,0

50,0

50,0

0,0

50,0

ГАООСЛХ

53

4.1.2. Разработка проекта Закона Кыргызской Республики "Технический регламент "Требования по безопасности при обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы)"

Разработан проект Закона Кыргызской Республики "Технический регламент "Требования по безопасности при обращении с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (дифенилы)" и внесен на рассмотрение ПКР

2015-2016

250

0,0

250

250

0

250

ГАООСЛХ, МЭП, МЧС

54

4.1.3. Рассмотреть на заседании Координационной комиссии вопросы по повышению качества жизни людей, проживающих в экологически неблагополучных населенных пунктах, с целью разработки конкретных предложений

Проведение ежегодно не менее 2 заседаний Координационной комиссии и составление систематической отчетности

2015-2017

50

0,0

50

50

0

50

МСХМ, ГАООСЛХ, МЗ, МЭ

55

4.1.4. Разработать проект НПА, направленный на повышение ответственности импортеров моторных масел, с целью их безопасной утилизации

Разработан проект НПА о повышении ответственности импортеров моторных масел в отношении их приемлемой утилизации и представлен на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики

2015-2016

35

0,0

35

35

0

35

ГАООСЛХ, МЭ, ГЭИТБ

56

4.1.5. Разработать проект НПА, регламентирующий закупку медицинских товаров, не содержащих хлора, с целью предотвращения непреднамеренного образования диоксинов

Разработан проект Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лекарственных средствах", в части ограничения закупки и использования хлорсодержащих медицинских товаров

2015-2016

58,3

0,0

58,3

58,3

0

58,3

МЗ, ГАООСЛХ

57

4.1.6. Разработать проект НПА о правилах сбора и переработки аккумуляторов, работающих на основе свинца

Разработан и в установленном порядке внесен на рассмотрение госорганов проект НПА о правилах сбора и переработки отработанных аккумуляторов

2015-2016

35

0,0

35

35

0

35

ГАООСЛХ

58

4.1.7. Разработать проект НПА по учету в стоимости продукции затрат на утилизацию выпускаемой и ввозимой потенциально опасной химической продукции

Разработан и в установленном порядке и внесен на рассмотрение госорганов проект НПА по учету в стоимости продукции затрат на утилизацию выпускаемой и ввозимой потенциально опасной химической продукции

2015

30

0,0

30

30

0

30

ГАООСЛХ, МЭ

59

Задача 4.2. Обеспечение проведения инвентаризации опасных отходов, включая СОЗ, и их безопасного хранения и утилизации

60

4.2.1. Разработать проект НПА о порядке проведения инвентаризации опасных отходов, включая СОЗ, для оценки их состояния и степени надежности их охраны и защиты

Разработан и в установленном порядке внесен на рассмотрение госорганов проект НПА о порядке проведения инвентаризации опасных отходов для оценки их состояния и степени надежности их охраны и защиты

2015-2016

58,3

0,0

58,3

58,3

0

58,3

ГАООСЛХ, МЧС, ГИЭТБ, НСК (по согласованию)

61

4.2.2. Организация и строительство централизованного склада для безопасного хранения всех устаревших СОЗ-пестицидов, проинвентаризированных и переупакованных в объеме 500 т

Построен склад для безопасного хранения устаревших СОЗ-пестицидов

2015-2016

0

19656,0

19656

0

19656,0

19656

МСХМ, ГАООСЛХ, международные проекты (по согласованию)

62

4.2.3. Разработать план поэтапного вывода из оборота ПХД-трансформаторов и конденсаторов согласно требованиям Стокгольмской конвенции о СОЗ

План поэтапного вывода из оборота ПХД-трансформаторов и конденсаторов согласно требованиям Стокгольмской конвенции о СОЗ согласован с заинтересованными ведомствами и утвержден приказом МЭП

2015-2016

0

550,0

550

0

550

550

МЭП, ГАООСЛХ, международные проекты (по согласованию)

63

4.2.4. Организовать работу по инвентаризации оборудования, содержащего ПХД

1) Проведена инвентаризация оборудования, содержащего ПХД. 2) Оборудование прошло идентификацию в лаборатории

2015-2017

0

1500,0

1500

0

1500

1500

МЭП, МЗ, международные проекты (по согласованию)

64

Задача 4.3. Содействие внедрению системы раздельного сбора отходов

65

4.3.1. Разработка программы для г.Бишкек по исключению попадания опасных отходов в бытовые отходы

Программа одобрена мэрией города Бишкек и внедрена

2015-2016

0

250,0

250

0

250,0

250

ГАООСЛХ, МЗ, мэрия города Бишкек (по согласованию)

66

4.3.2. Разработать экономические механизмы, направленные на стимулирование раздельного сбора отходов

Разработаны проектные предложения по экономическим механизмам, стимулирующим раздельный сбор отходов

2015-2016

0

58,3

58,3

0

58,3

58,3

МЭ, ГАМСУМО, мэрия г.Бишкек (по согласованию), ГАООСЛХ

67

4.3.3. Проанализировать и оценить возможности Кыргызской Республики по безопасной утилизации опасных отходов

Проведены анализ и оценка возможностей Кыргызской Республики по безопасной утилизации опасных отходов для рассмотрения Комиссией

2015-2016

0

200,0

200

0

200

200

ГАООСЛХ, МСХМ, МЭП, международные проекты (по согласованию)

68

Задача 4.4. Содействие созданию специализированного полигона по захоронению опасных отходов

69

4.4.1. Мобилизовать ресурсы для подготовки предложений и обоснования необходимости строительства полигона

Проектные предложения разработаны и переданы уполномоченному органу для продвижения

2015

40

0,0

40

40

0

40

ГАООСЛХ, МЭП, международные проекты (по согласованию)

70

4.4.2. Организовать временный склад по безопасному хранению ПХД отходов

Подготовлена территория для строительства склада для хранения ПХД отходов

2015

0

250,0

250

0

250,0

250

МЭП, ГАООСЛХ, международные проекты (по согласованию)

71

 

 

 

606,6

22464,3

23070,9

606,6

22464,3

23070,9

 

72

Приоритет 5. Надлежащая сельскохозяйственная практика

73

Задача 5.1. Обеспечение интегрированного управления пестицидами

74

5.1.1. Разработать механизм обеспечения выгодных условий при продаже пестицидов, связанных с меньшим риском для здоровья

Разработаны соответствующие предложения по созданию выгодных условий для реализации наиболее безопасных для здоровья пестицидов

2015-2016

58,3

0,0

58,3

58,3

0

58,3

МСХМ

75

5.1.2. Разработать проект Закона Кыргызской Республики "Технический регламент "Требования по безопасному использованию пестицидов"

Разработан проект Закона Кыргызской Республики "Технический регламент "Требования по безопасному использованию пестицидов" и в установленном порядке внесен на рассмотрение ПКР

2015

0

190,0

190

0

190,0

190

ГАООСЛХ

76

Задача 5.2. Развитие органического сельского хозяйства

77

5.2.1. Разработать проект программы создания кластера органического сельского хозяйства

Разработан проект программы создания кластера органического сельского хозяйства и внесен на общественное обсуждение и согласование с госорганами

2015-2016

321,6

0,0

321,6

321,6

0

321,6

МСХМ

78

5.2.2. Ввести мониторинг фитосанитарной, агрохимической и экологической обстановки для обоснования применения пестицидов и удобрений

Подготовлены сводные отчеты по фитосанитарной, агрохимической и экологической обстановке для обоснования применения пестицидов и удобрений

2015-2017

150

0,0

150

150

0

150

МСХМ, ГАООСЛХ

79

5.2.3. Разработать механизмы, стимулирующие производство и применение биологических средств защиты растений

Разработаны механизмы, стимулирующие производство и применение экологически безопасных средств защиты растений

2015-2017

60

0,0

60

60

0

60

МСХМ, ГАООСЛХ

80

5.2.4. Разработать проект Программы по производству экологически чистой продукции, в том числе с использованием технологий органического сельского хозяйства, стимулирующей государственно частное партнерство

Разработан проект Программы производства экологически чистой продукции

2017

100

100,0

200

100

100,0

200

МСХМ, МЭ, МЗ, ГАООСЛХ

81

5.3. Обеспечение соответствия производимой и ввозимой продукции биологическим, токсикологическим и экологическим нормам и стандартам

82

5.3.1. Разработать обучающую программу для повышения потенциала сертификационных центров, позволяющую сертифицировать экологически чистую продукцию

Разработана обучающая программа для повышения потенциала сертификационных центров, позволяющая сертифицировать экологически чистую продукцию

2015-2016

60

0,0

60

60

0

60

МСХМ, МОН, ГАООСЛХ

83

5.3.2. Анализ существующего уровня ветеринарного, фитосанитарного и экологического благополучия с выработкой рекомендаций по соблюдению требований нормативных правовых актов

Выработаны рекомендации и меры по соблюдению нормативных требований

2015-2016

150

0,0

150

150

0

150

МСХМ, МЭ, МЗ, ГАООСЛХ, ГИЭТБ. ГИВФБ

84

5.3.3. Разработать механизмы по усилению государственного контроля и надзора для надлежащего соблюдения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм и регламентов при экспорте, импорте и транзите товаров (грузов) на складах временного хранения (СВХ)

Разработаны и внесены предложения по вопросу усиления контроля за соблюдением норм и регламентов при хранении грузов на СВХ

2015-2016

50

0,0

50,0

50

0

50

МЗ, ГАООСЛХ, ГИЭТБ, ГИВФБ

85

 

 

 

949,9

290

1239,9

949,9

290

1239,9

 

86

Приоритет 6: Повышение потенциала и информированности гражданского общества в области обращения ХВ

87

Задача 6.1. Совершенствование системы повышения потенциала в области обращения химических веществ

88

6.1.1. Создать информационный ресурс (сайт) электронной библиотеки для заинтересованных сторон по вопросам химической безопасности

Запущен сайт для заинтересованных сторон по вопросам химической безопасности

2015

0

200,0

200

0

200,0

200

ГАООСЛХ, МЧС, МСХМ, ГИЭТБ, НПО (по согласованию)

89

6.1.2. Разработать и внедрить внешкольные пособия для детей, общественно-просветительские руководства по вопросам последствий воздействия опасных ХВ для здоровья человека и ОС

Разработаны и распространены пособия и руководства среди целевых групп

2017

60

60,0

120

60

60,0

120

НАН, МОН, ГАООСЛХ

90

6.1.3. Организовать курсы повышения квалификации в области обращения химических веществ на базе Центра подготовки и переподготовки специалистов гражданской защиты МЧС КР

Проводятся курсы повышения квалификации в области обращения химических веществ для сотрудников госорганов, органом местного самоуправления

2015-2016

200

0,0

200

200

0

200

МЧС, ГАООСЛХ, МСХМ

91

Задача 6.2. Повышение информированности гражданского общества по вопросам безопасного обращения химических веществ

92

6.2.1. Предоставить информацию для широкой общественности по проблемам в области управления химическими веществами (токсичные отходы, запасы устаревших и непригодных пестицидов, ртутное загрязнение и др.) путем ее размещения в СМИ, на интернет-ресурсах, в местах общественного пользования

Повышение уровня информированности общественности по проблемам в области управления химическими веществами путем размещения соответствующей информации в СМИ, на интернет-ресурсах и т.д.

2015-2017

96

0,0

96

96

0

96

ГАООСЛХ, МСХМ, МЭП

93

6.2.2. Инициировать общественные обсуждения проектов, планов, программ и отчетов по вопросам безопасного обращения химических веществ

Проведение общественных экологических экспертиз

2015

20

0,0

20

20

0

20

ГАООСЛХ

94

6.2.3. Разработать проект Программы внедрения международной системы классификации опасности и маркировки химических веществ в КР

Разработана и утверждена Стратегия по выполнению Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ

2015-2017

0

200,0

200

0

200,0

200

МЭ

95

Задача 6.3. Содействовать участию НПО в дискуссиях в области регулирования химических веществ на национальном, региональном уровнях с целью повышения информированности о новых инициативах, касающихся приоритетных вопросов обеспечения химической безопасности

96

6.3.1. Сформировать базу данных НПО, работающих в сфере охраны окружающей среды. Разместить базу данных НПО в СМИ для привлечения НПО к участию в дискуссиях

Сформирована база данных НПО, работающих в сфере охраны окружающей среды, и размещена на сайте ведомства в области охраны окружающей среды

2015

0

50,0

50

0

50,0

50

ОНС при ГАООСЛХ (по согласованию), НПО (по согласованию)

97

6.3.2. Провести обучающие тренинги и другие коммуникативные мероприятия для специалистов по вопросам химической безопасности с целью дальнейшего распространения информации и знаний

Проведены тренинги, повышающие потенциал и осведомленность специалистов на местном уровне и особо уязвимых территориях. Количество специалистов, прошедших обучение (не менее 50 человек)

2015-2016

100

100,0

200

100

100

200

МЭ, МЭП, МЧС, МСХМ, ГАООСЛХ, НПО (по согласованию)

 

 

 

 

476

610

1086

476

610

1086

 

 

 

 

 

7459,8

24156,3

31616,1

7459,8

24156,3

31616,1

 

Финансового разрыва между потребностью в финансировании и возможностями финансирования нет.

Список сокращений:

НПА

-

нормативный правовой акт

НУХВ

-

надлежащее управление химическими веществами

HELI

-

многопрофильная деятельность государства, определяющая связь между здоровьем и окружающей средой

ХВ

-

химические вещества

СГС

-

Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ

НПО

-

неправительственная организация

ВОЗ

-

Всемирная организация здравоохранения

СанПиН

-

санитарные правила и нормы

ГН

-

гигиенические нормативы

ТЭО

-

технико-экономическое обоснование

ПХД

-

полихлорированные дифенилы

СМИ

-

средства массовой информации

КР

-

Кыргызская Республика

ЖК КР

-

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

ПКР

-

Правительство Кыргызской Республики

МСХМ

-

Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики

МЗ

-

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики

МЭ

-

Министерство экономики Кыргызской Республики

МЧС

-

Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики

МЭП

-

Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики

МТК

-

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

МТММ

-

Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики

МОН

-

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

ПТХВ

-

потенциально токсичные химические вещества

СОЗ

-

стойкие органические загрязнители

ТС

-

Таможенный союз

СВХ

-

склад временного хранения

ОС

-

окружающая среда

ЗВ

-

загрязняющее вещество

СЗЗ

-

санитарно-защитная зона

OCX

-

органическое сельское хозяйство

ГАООСЛХ

-

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

НСК

-

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

ГАГМР

-

Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики

ГИЭТБ

-

Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики

НПО "Профилактическая

медицина"

-

Научно-производственное объединение "Профилактическая медицина" Министерства здравоохранения Кыргызской Республики

ГИВФБ

-

Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики

ГАМСУМО

-

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтническим отношениям при Правительстве Кыргызской Республики

ГТС

-

Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики

НАН КР

-

Национальная академия наук Кыргызской Республики

ОНС

-

Общественный наблюдательный совет

ТР

-

технический регламент

ОАО "ХРАО"

-

открытое акционерное общество "Хайдарканское ртутное акционерное общество"

SAICM

-

Стратегический подход к международному регулированию химических веществ